Статьи

Деловой туризм

Деловой туризм (Business Travel) остается одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Еще в 2013 году расходы на деловые поездки в мире составили более 1,1 трлн долларов, и эта цифра продолжает уверенно расти в 2015 году. Тенденция роста рынка делового туризма актуальная и для Украины — даже несмотря на кризис

Согласно ежегодному отчету GBTA (Глобальной ассоциации делового туризма), в 2014 году бизнес-тревел демонстрировал темпы роста на уровне 6,9%, несмотря на сохранение неустойчивых явлений в экономиках как развитых, так и развивающихся стран. Эксперты прогнозируют умеренный рост расходов на деловой туризм и в текущем году — на уровне 8,6%. По предварительным оценкам, далее индустрию ждет более скромный, но все же стабильный рост на уровне 7,1% в 2016 году, 6,9% в 2017 и 6,4% в 2018 году.

Что касается географического распределения, то большая часть расходов приходится на несколько доминирующих рынков. Фактически 2/3 от всего объема расходов на бизнес-поездки тратятся в США, Китае и ряде стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания).

На региональном уровне Азиатско-Тихоокеанский регион завоевал и удерживает лидерство по показателям деловых поездок (38% мирового делового туризма приходится на АТС).

В топ-10 рынков бизнес-тревела по темпам роста в 2015 году войдут следующие страны: Китай, Россия, Германия, Индия, США, Южная Корея, Бразилия, Франция, Австралия, Канада.
И хотя Украина далеко не в первой десятке по объемам делового туризма, ситуация в индустрии отнюдь не катастрофична, несмотря на общий неблагоприятный политический и экономический контекст.

По словам президента Ассоциации делового туризма Украины Вадима Грабарчука, в 2014 году деловой туризм в Украине пострадал меньше, нежели туристическая отрасль в целом. Падение в корпоративном сегменте составило 25 — 30%, что несколько ниже, чем по туристическому рынку в общем (около 33%).

В текущем году надеяться на рост делового туризма не приходится, но в более отдаленной перспективе прогноз достаточно положительный. Всемирный совет по туризму и путешествиям прогнозирует рост расходов на деловой туризм в Украине на уровне 6,2 % в год к 2024 году. В денежном пересчете через 10 лет бизнес-тревел расходы составят 11,8 миллиардов гривень в год (для сравнения, в 2013 году эта сумма составляла 6,1 млрд гривень).

Пока же реалии 2015 года таковы, что компании вынуждены снижать уровень расходов на деловые поездки, особенно за границу. Игроки рынка рассказывают, что бюджеты компаний сокращаются, в первую очередь за счет обучения и поощрения персонала (trainings, team buildings, incentives). В ход идут и другие способы экономии.

«В целях оптимизации расходов мы стараемся заранее планировать поездки и бронировать авиабилеты, — комментирует Алина Абузова, специалист по офисному администрированию компании JTI. — Это не всегда возможно, но мы стараемся дисциплинировать сотрудников в этом вопросе. Как крупная международная компания мы можем экономить значительные суммы на использовании корпоративных тарифов на авиабилеты и проживание в отелях».

В то же время сегодня у рынка есть понимание, что полностью отказаться от бизнес-поездок нельзя: «Несмотря на кризис, наши сотрудники не перестают летать в деловые поездки за границу, — комментирует ситуацию Head of Visa and Travel Team компании Ciklum Екатерина Кирилюк. — У нас в компании около 2500 человек, и 40% из них — активные бизнес-путешественники».

В условиях, когда деловые поездки остаются неотъемлемой частью ведения бизнеса, а бюджеты ограничены, менеджеры корпораций находятся в активном поиске дополнительных возможностей для экономии помимо уже используемых. Здесь компании вполне прогнозируемо все чаще обращаются за помощью к IT-индустрии, которая призвана помогать оптимизировать и автоматизировать.

Онлайн-бронирование как rescue tool
Заметной тенденцией, характерной для отечественного рынка делового туризма последних 2-3 лет, является онлайн-бронирование. Это прогрессивное и удобное решение для корпоративного клиента и обслуживающей его ТМС (Travel Management Company) или BTA (Business Travel Agency).

«Доля онлайн-бронирований за последние два года действительно стремительно росла, в основном в сегменте индивидуальных leisure путешествий, — комментирует Екатерина Тарханова, директор компании Carlson Wagonlit Travel (ООО «Карлсон Вагонлит Украина Лимитед»). — Интерес к онлайн-бронированию в корпоративном сегменте на украинском рынке есть уже достаточно давно. В первую очередь такой интерес объясняется успешным опытом других стран, который и стараются перенять украинские офисы. Однако в корпоративном сегменте реальный темп роста доли онлайн-бронирований значительно уступает leisure рынку. Для корпоративного сегмента часто характерны наличие сложных тревел-политик, процедур авторизаций, политик безопасности, поэтому онлайн-решения для этого сегмента должны иметь возможность учесть данные индивидуальные настройки».

Комментируя тему онлайн-бронирования в корпоративном бизнес-тревеле, Елена Мартынчук СЕО «BTL-Business Travel Leisure» соглашается, что этот инструмент — ближайшее будущее индустрии (речь идет о перспективе в Украине от 3 до 5 лет). «Сегодня на рынке существуют предложения корпоративной онлайн-системы бронирования, они, в том числе предоставляют и локальный контент, а также возможность безналичного расчета. В ближайшее время таких предложений будет значительно больше, их стоимость, соответственно, будет снижаться. И действительно, переход на онлайн-бронирование — одно из эффективных средств экономии корпоративных тревел-бюджетов», — говорит Елена.

Несмотря на очевидные преимущества инструментов для онлайн-бронирования, эксперты рынка признают, что TMC и BTA незаменимы в комплексном решении вопроса эффективности деловых поездок.ТМС и BTA, как правило, имеют ценовые преимущества в тарифах на авиабилеты, размещение в отелях и дополнительные услуги. Плюс они готовы предлагать потребителю комплексные решения, что позволяет экономить от 3 до 10% годового бюджета на поездки. Кроме того, ТМС и BTA являются носителями ценной экспертизы и всегда могут предоставить корпоративному клиенту консалтинг, который ни один online booking tool пока не может заменить.

Для представителей корпораций принципиально важным элементом в системе онлайн-бронирования остается безналичный расчет. По словам Платона Грищенко, начальника отдела административных перевозок компании «Метинвест», одна из проблем онлайн-бронирования гостиниц — необходимость использовать кредитные карточки. «Иностранные коллеги больше адаптированы к такому способу заказов, а украинские компании больше настроены на оплату по безналичному расчету. Причем речь идет об оплате не одной операции, а целого пула», — объясняет он.

Инструменты онлайн-бронирования для корпоративных клиентов на сегодняшний день существуют и в Украине, и ими уже давно пользуются международные корпорации в Европе и США. Подробнее о решении онлайн-бронирования для представителей корпораций и его работе на территории Украины рассказывает Елена Торчило, заместитель директора «Амадеус Украина»: «Инструмент онлайн-бронирования для корпоративных клиентов Amadeus e-Travel Management предоставляет путешествующим сотрудникам корпораций широкий выбор услуг и позволяет осуществлять гибкие настройки для реализации эффективного автоматизированного контроля за соблюдением тревел-политики. Помимо авиабилетов, гостиниц и проката авто, представленных в системе Amadeus, в АеТМ можно забронировать билеты «Укрзализныци», ключевых железнодорожных и low-cost перевозчиков мира, а также полисы ведущих страховых компаний Украины. Причем в системе предусмотрена опция безналичного расчета. Если у корпорации есть специальные тарифы от поставщиков, они также будут доступны в Amadeus e-Travel Management».

Важно отметить, что данное решение доступно и в версии для мобильных устройств, что позволяет сотрудникам корпораций бронировать авиабилеты или отели в любой точке мира со своих гаджетов. А при наличии авторизационной процедуры руководители могут утверждать поездки своих сотрудников со смартфона или планшета.

«Если говорить о корпоративном сегменте, то речь идет о решениях как для самих путешественников, так и о дополнительных инструментах, которые будут полезны организаторам поездок и компании в целом. Для путешественников крайне важно получать всю информацию о своем путешествии, возможных изменениях в режиме реального времени и из единого источника в консолидированном виде, поэтому очень востребованы мобильные приложения, которые позволят удовлетворить данную потребность», — комментирует Екатерина Тарханова.

Тревел-политика: между безопасностью и экономией
В целом представители корпоративного сектора — потребители услуг в секторе бизнес-тревел, сходятся в одном: если выбирать между экономией бюджетов и безопасностью сотрудника, компания всегда поставит на безопасность. А это значит, что важным для компаний остается вопрос консалтинга в секторе деловых поездок (необходим специалист, который точно может сказать, например, находится ли выбранный отель в безопасном квартале). Помимо экспертизы агентств, у рынка есть запрос на IT-решения, которые дают возможность в режиме онлайн получать информацию о местонахождении командированных сотрудников, чтобы оперативно оказать помощь при возникновении непредвиденных ситуаций, а также позволяют учитывать все ключевые для компании критерии в сфере безопасности и соблюдения тревел-политики еще на этапе бронирования.

Елена Рослякова, старший менеджер отдела закупок по направлению «Конференции и мероприятия» компании Bayer, подтверждает, что для их компании безопасность стоит на первом месте, а вот если говорить о минимизации расходов, то это возможно за счет сокращения использования бизнес-класса. «Рекомендации по пользованию бизнес-классом в исключительных случаях касаются не только авиа, но и поездов», — говорит Елена.

По данным мирового консалтингового агентства Hermes Management Consulting, строгое следование корпоративной тревел-политике позволяет европейским компаниям сократить расходы по статье служебных поездок примерно на 23% — для крупных корпораций это миллионы долларов в год. Для компаний поменьше суммы не столь велики, но в масштабах их бизнеса могут играть критическую роль, и наличие четкой тревел-политики для них не менее важно.

В итоге представители сегмента бизнес-тревел сходятся во мнении, что на фоне кризиса все же есть повод для оптимизма, причем у всех игроков. Корпорации, несмотря на сокращение бюджетов, не перестанут путешествовать в бизнес-целях, особенно если в обозримом будущем для Украины откроются границы Европы; тревел-агентства, при умелой оптимизации бизнеса и использовании онлайн-инструментов для бронирования останутся «в игре», тем более, что их консалтинг незаменим для клиента. Что касается поставщиков IT услуг для тревела, то они сегодня находятся «на волне» трендов и во многом обеспечивают развитие туристической индустрии.

Поделиться:

Добавить комментарий